часы для сайтов |
Гондуров С.А., Михалев С.В., Пирогов М.Г., Захаров
О.Г., НТЦ «Механотроника», С-Петербург
В
первой части данной работы [1] были рассмотрены примеры расчета уставок токовой
отсечки. Во второй части приведем пример расчета уставок дифференциальных
защит.
Согласно требованиям ПУЭ [2]
электродвигатели мощностью 5МВт и более, имеющие выводы от начал и концов
фазных обмоток, должны защищаться[1] от междуфазных замыканий с помощью дифференциальной токовой защиты.
Такой же защитой должны быть оборудованы
электродвигатели мощностью менее 5 МВт, если коэффициент чувствительности ТО
(см. [1]) меньше или равен 2.
Измерительный элемент D (рис. 1) определяет значение дифференциального тока Id, равного геометрической
сумме токов трансформаторов тока ТА1 и ТА2.
|
Рис. 1 Принцип действия
дифференциальной защиты с двумя группами трансформаторов тока [3] |
При КЗ внутри защищаемой
зоны К1 (внутреннее КЗ) измеряемые токи I1 и I2
практически совпадают по фазе, поэтому дифференциальный ток Id существенно больше нуля и соизмерим с геометрической
суммой этих токов (рис. 2, а).
При КЗ вне зоны К2
(внешнее КЗ) геометрическая сумма токов (дифференциальный ток Id) в идеальном случае (при отсутствии погрешностей
трансформаторов тока) равна нулю (рис. 2, б).
а) |
б) |
|
|
Рис. 2 Векторные диаграммы
токов при внутреннем (а) и
внешнем (б) КЗ [3] |
Для
обеспечения правильного срабатывания защиты как при внешних, так и при внутренних КЗ в цифровых устройствах используют
алгоритм (рис.
3), обеспечивающий торможение
(загрубление уставки срабатывания Idуст) с увеличением сравниваемых токов.
|
Рис. 3 Структурная схема
алгоритма торможения [3] |
Использование такого алгоритма обеспечивает неселективное срабатывание[2] защиты при внешних КЗ и селективное срабатывание при внутренних КЗ, а в случае правильно выбранных уставок - несрабатывание при внешних КЗ.
Данный алгоритм формирует два сигнала:
- дифференциальный ток Id = ∑I, абсолютное значение которого
равно Id =
|∑I|;
- тормозной ток Iторм, равный сумме абсолютных значений
сравниваемых токов Iторм
= ∑|I|.
Сравнение тормозного и дифференциальных токов происходит в блоке сравнения БС. Алгоритм торможения, примененный в блоках БМРЗ, будет подробно рассмотрен в следующей статье.
Характеристики дифференциальных токовых защит приведены на рис. 4.
|
Рис. 4 Характеристики ДТО и ДЗТ |
Дифференциальная защита электродвигателей может быть реализована в двух- или трехфазном исполнениях.
Двухфазную дифференциальную защиту допускается выполнять при совместном применении с ней одной из защит от:
- замыканий на землю;
- двойных замыканий на землю, использующей
трансформатор тока нулевой последовательности и токовое реле.
Во всех
остальных случаях дифференциальная защита
должна выполняться с тремя трансформаторами тока.
В соответствии с требованиями ПУЭ для блоков
электродвигатель - трансформатор (автотрансформатор) мощностью более 2 МВт
должна предусматриваться дифференциальная отсечка в двухрелейном исполнении,
отстроенная от бросков тока намагничивания трансформатора.
Такой же защитой
должны быть оборудованы блоки
электродвигатель –
трансформатор (автотрансформатор) мощностью менее 2 МВт, если коэффициент чувствительности ТО (см. [1]) меньше или
равен 2 при междуфазном КЗ на выводах
электродвигателя.
Для блоков электродвигатель – трансформатор
(автотрансформатор) должна быть предусмотрена дифференциальная токовая защита в двухрелейном исполнении с
промежуточными насыщающимися трансформаторами тока.
Аналогичной защитой должны быть оборудованы блоки
электродвигатель – трансформатор (автотрансформатор) мощностью менее 2 МВт,
если ТО (см. [1]) не удовлетворяют требованиям чувствительности.
Согласно [1]
оценка чувствительности дифференциальных защит должна производиться при помощи
коэффициента чувствительности, определяемого как отношение расчетного значения
дифференциального тока при металлическом КЗ в пределах защищаемой зоны к
значению дифференциального тока, при котором происходит срабатывание защиты.
Отметим, что при использовании цифровых
устройств релейной защиты реализация двух- и трёхфазных исполнений
дифференциальных защит не представляет трудностей, так как в этих устройствах
предусмотрено необходимое количество цифровых
реле максимального тока для каждой фазы.
Известны два варианта выполнения дифференциальной токовой
защиты электродвигателей:
• с током
срабатывания меньше номинального тока защищаемого электродвигателя.
• с током
срабатывания больше номинального тока защищаемого электродвигателя.
Первый вариант защиты применяют на
объектах с постоянным обслуживающим персоналом.
При его использовании следует
учитывать возможность неправильного действия защиты электродвигателя при:
- обрыве или другой неисправности
токовых цепей;
- неисправности одного из
трансформаторов тока.
Тем не менее, данный вариант
защиты обеспечивает минимизацию объема повреждений в электродвигателях при
внутренних междуфазных коротких замыканиях в статорной обмотке машины.
Второй вариант защиты рекомендован
для применения на ответственных
объектах и обеспечивает её правильную работу при:
- обрыве и неисправности токовых
цепей;
- неисправности одного из
трансформаторов тока.
Дифференциальная
токовая защита с торможением (ДЗТ) является основной. Вместе с ней применяют
дифференциальную токовую отсечку (ДТО), являющуюся вспомогательной по отношению
к ДЗТ.
Существуют
исполнения блоков серии БМРЗ-100 в которых предусмотрен только алгоритм ДТО
(рис. 5), а алгоритм ДЗТ отсутствует.
|
Рис. 5 Алгоритм дифференциальной токовой отсечки в
блоке БМРЗ |
В блоке А1
такого алгоритма выявляются максимальные значения токов со стороны питания
защищаемого объекта Iв, а в блоке А2 – максимальные значения токов со
стороны общей точки (нейтрали) защищаемого объекта Iн.
Дифференциальный
ток вычисляет блок А3 по формуле (9)[3]:
id (t) = iв (t) – iн (t) |
(9) |
Блок А4
формирует выходной сигнал при выполнении условия (10):
|id(t)|
≥ I ДТО |
(10) |
где IДТО - уставка срабатывания ДТО.
В данном
варианте алгоритма предусмотрен элемент А5[4],
который обеспечивает его действие с задержкой по времени срабатывания. При
задании минимальной уставки срабатывание ДТО происходит не более, чем за 35 мс
при кратности дифференциального тока по отношению к уставке 1,2.
Программный
ключ S910 выводит алгоритм ДТО из работы, а ключ
S910
–обеспечивает действие алгоритма на отключение.
Блок А6
запрещает действие алгоритма на отключение при поступлении на вход устройства
сигнала «Неисправность».
Учитывая,
что применение в блоке только алгоритма ДТО без алгоритма ДЗТ не рекомендуется
некоторыми специалистами, то во всех выпускаемых с 2009 года блоках серий БМРЗ и БМРЗ-100
предусмотрено применение обоих алгоритмов.
2.1 Расчет уставок для дифференциальной токовой защиты
Методика расчета сопровождается
практическими примерами, в которых используется асинхронный электродвигатель
ДАЗО-2000-6.
Исходные данные для расчета:
Мощность на валу двигателя:
Коэффициент мощности:
Напряжение:
КПД:
Кратность пускового тока:
Значение тока трехфазного КЗ на вводах
питания электродвигателя:
Пуск двигателя прямой от напряжения
питающей сети.
Двигатель в самозапуске не участвует.
Максимальное сопротивление токовых цепей
со стороны питания электродвигателя (по проекту) – не более 0,5 Ом.
Максимальное сопротивление токовых цепей
со стороны нейтрали электродвигателя (по проекту) – не более 1 Ом.
Для расчета уставок необходимо знать номинальный ток
электродвигателя. Если значение этой характеристики не приведено в документации
электродвигателя, то для её определения используем формулу (1), приведенную в
[1].
Пример: 1.12[5]Номинальный ток
электродвигателя ДАЗО-2000-6 согласно формуле (1) равен:
|
По номинальному току электродвигателя
необходимо выбрать трансформаторы тока с таким коэффициентом трансформации,
чтобы при номинальном токе электродвигателя вторичный ток не превышал
5 А. Рекомендуемый
диапазон изменения вторичного тока от 1 до 4 А.
1.13 Для найденного про соотношению (1-3) значения тока (222,5 А)
предварительно выбираем для установки со стороны питания электродвигателя и
со стороны нейтрали трансформаторы ТЛМ10-5-82 с сердечником типа Р ,
коэффициентом трансформации k
тр = 300/5. Трансформаторы тока этого типа имеют погрешность не более 10% при
кратности тока до 17 (17 х 300 = 5100) [5]. При этом максимальное сопротивление токовых цепей не должно превышать
0,5 Ом. |
Для оценки пригодности выбранных трансформаторов тока по
погрешности, соответствующей предельной кратности тока, необходимо определить
максимальный бросок пускового тока (см. рис. 2 в [1]), учитывая что данный
электродвигатель в процессе самозапуска не участвует.
Пример: 1.14 Максимальный бросок
пускового тока:
1.15. Ток срабатывания токовой
отсечки выбираем равным или большим полученного расчетного значения броска
пускового тока - |
Проверяем
выбранные ранее трансформаторы тока по соотношению (6) [1]:
Пример: 1.16 Вычисляем
|
Из соотношения
(6-3) видно, что для выбранных трансформаторов тока соотношение (6)
выполняется, так погрешность трансформаторов тока не будет превышать 10%.
Поэтому можно продолжать расчет.
В связи с тем,
что в [2] использование дифференциальной токовой защиты связано с коэффициентом
чувствительности ТО, определим значение тока двухфазного КЗ на вводах питания
электродвигателя по формуле (7) [1]:
Пример: 1.17 Расчетный ток двухфазного
КЗ на вводах питания электродвигателя:
|
Коэффициент
чувствительности, представляет собой отношение расчетного значения фазного тока
при металлическом КЗ в пределах защищаемой зоны к фазному току,
соответствующему срабатыванию защиты вычисляем по формуле (8) [1]:
Пример: 1.18 Коэффициент
чувствительности:
|
В связи с тем, что
значение коэффициента чувствительности равно 1,54 (т.е. меньше 2), необходимо
применять дифференциальную токовую защиту.
Для дальнейших
расчетов необходимо определить полные относительные погрешности выбранных
трансформаторов тока :
- при токе,
соответствующем максимальному броску апериодической составляющей пускового тока
электродвигателя (для ТТ, установленных со стороны нейтрали электродвигателя);
- при номинальном токе
электродвигателя (для ТТ, установленных со стороны нейтрали электродвигателя).
Для определения этих
характеристик воспользуемся типовой кривой намагничивания (рис. 5).
|
Рис. 5 Типовая кривая
намагничивания [6] |
На рис. 5 приняты
такие обозначения:
- максимальная кратность измеряемого тока по отношению к
номинальному току трансформатора тока;
- допустимая кратность измеряемого тока,
соответствующая погрешности .
Для повышения
точности расчета необходимо использовать кривую намагничивания для того типа
трансформатора тока, который использован в системе защиты.
Расчетное значение
максимального тока небаланса Iнб.пуск, соответствующее максимальному
броску пускового тока электродвигателя Iбр.пуск рассчитывается по
формуле (9)
|
А (9) |
где - основная относительная погрешность
измерения дифференциального тока цифровым устройством РЗА (складывается из
погрешностей измерения двух токовых каналов, погрешность каждого - 2,5%);
- технологический
запас, обусловленный наличием дополнительной погрешности измерения устройством.
Для расчетов принимается равным половине основной погрешности измерения
дифференциального тока ().
Для дальнейших
расчетов по кривой, приведенной на рис. 5, определим значения = = 0,1.
Пример: 1.19
Расчетное значение расчетное
значение максимального тока небаланса Iнб.пуск,
соответствующее максимальному значению броска
пускового тока электродвигателя с учётом апериодической составляющей Iбр.пуск:
|
Максимальный ток небаланса в цепях дифференциальной защиты находим по формуле (10) в которой учтено значение коэффициента отстройки :
|
(10) |
где =1,2
– коэффициент отстройки.
Пример: 1.20 Используя полученные в формуле (9-1) значения находим:
|
Коэффициент торможения дифференциальной защиты вычисляют по формуле (11):
|
(11) |
После вычислений значение коэффициента торможения округляют в большую сторону до сотых долей:
Пример: 1.21 Вычисляем
|
Следующий этап расчета – определение уставки срабатывания дифференциальной токовой отсечки ДТО по формуле (12):
|
,А (12) |
При выборе уставки необходимо учесть необходимость отстройки от максимального тока небаланса при максимальном броске пускового тока электродвигателя, т.е. :
Пример: 1.22 Подставив полученные ранее значения коэффициента торможения и максимального броска пускового тока в формулу (12), получим значение уставки ДТО:
|
Для расчета уставки дифференциальной токовой защиты с торможением Iдзт необходимо предварительно найти максимальное значение тока небаланса при номинальном токе двигателя по формуле (13):
|
,А (13) |
Пример: 1.23 Подставив полученные ранее значения в формулу (13) получим:
|
Значение уставки Iдзт должно быть равно или превышать произведение тока небаланса на коэффициент отстройки (14):
|
(14) |
где =1,2 – коэффициент отстройки.
Пример: 1.24 Полученные
ранее значения позволяют вычислить по формуле (14) нижнее значение уставки Iдзт
|
Как уже было сказано выше, ток срабатывания дифференциальной защиты выбирают либо меньше, либо больше номинального тока защищаемого электродвигателя, при этом значение Iдзт должно находиться в диапазоне от 0,3 Iном до 1,2 Iном.
В связи с тем, что полученное по формуле (14) значение Iдзт меньше, чем минимально рекомендуемое (0,3 Iном), то нижнюю границу уставки Iдзт найдем по другому соотношению, по номинальному току электродвигателя и нижней границе значения Iдзт:
|
(15) |
Необходимо отметить, что данное соотношение применимо в том случае, когда уставку срабатывания выбирают ниже номинального тока электродвигателя, а вычисления по формуле (14) дают результат меньше, чем 0,3 Iном.
Для построения характеристики срабатывания ДЗТ (см. рис. 4) необходимо по формуле (16) определить точку Iторм1, в которой происходит её излом:
|
,А (16) |
Пример: 1.25 Подставив
значения в формулу (16) получим:
|
На основании результатов расчета можно построить характеристику дифференциальной защиты (рис. 6).
Рис. 6 Расчетные характеристики дифференциальной токовой защиты для двигателя ДАЗО-2000-6 |
Проверка чувствительности защиты производится путем определения коэффициента чувствительности защиты при двухфазном КЗ на вводах питания электродвигателя для ДЗТ по формуле (17):
|
(17) |
Пример: 1.26 Подставив
значения в формулу (17) получим:
|
Чувствительность ДТО при двухфазном КЗ на вводах питания электродвигателя определим, используя полученное ранее значение Iдто:
Пример: 1.26 Подставив
значения в формулу (17) получим:
|
Поскольку коэффициенты чувствительности для значений IДТО и IДЗТ больше 2, то защита удовлетворяет требованиям ПУЭ [2].
Выдержка времени для ДТО и ДЗТ устанавливается нулевой.
1.
Гондуров С.А., Михалев С.В., Пирогов М.Г., Захаров О.Г. Расчет уставок для цифровых устройств релейной защиты. Токовая отсечка.
//Материал размещен на странице: http://bmrz-zakharov.narod.ru/raschet/to.htm
2. Правила устройства
электроустановок. М.: Госэнергонадзор России, 1998, 608 с.
3. Шнеерсон Э.М. Цифровая
релейная защита. М.: Энергоатомиздат, 2007, 549 с.
4. Александров А.М. Выбор
уставок срабатывания защит асинхронных электродвигателей напряжением выше 1 кВ.
М.: Энергоатомиздат, 1987/
5. Королев Е.П., Либерзон
Э.М. Расчеты допустимых нагрузок в токовых цепях релейной защиты. М.: Энергия,
1980.
6. Шабад М.А. Трансформаторы
тока в схемах релейной защиты. Экспериментальная и расчетная проверки. Конспект
лекций. СПб, ПЭИПК, 2010.
[1] В случаях, когда не применяются предохранители.
[2] Срабатывание может быть обусловлено возможным нарушением баланса токов из-за неодинакового насыщения трансформаторов тока.
[3] Формулы (1) – (8) приведены
в работе [1].
[4] Опыт использования алгоритмов дифференциальной защиты
показал ненужность использования в них элемента задержки времени.
[5] Нумерация примеров и формул
продолжает нумерацию, начатую в [1]